«Ловкие пальчики» (пальчиковые игры) •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071565.png

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с. Тунгокочен

с. Тунгокочен, Забайкальский край

 

Конспект занятия в первой младшей группе

«Ловкие пальчики» (пальчиковые игры)


Автор проекта: воспитатель Эпова Елена Афанасьевна


Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.

Одной из самых известных потешек для пальчиковой игры является «Сорока».

Сорока, сорока,

Кашку варила

Деток кормила,

Этому дала, этому дала,

этому дала, этому дала,

а этому —не дала!

Он воду не носил,

Печку не топил,

Кашку не варил

-Нет ему ничего.

Движения  в  пальчиковых  играх  сильно  варьируются  в  зависимости  от возраста ребёнка. Если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трём годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории.Связь  мелкой  моторики  пальцев  и  речевой  функции  была  подтверждена исследователями  Института  физиологии  детей  и  подростков.  В  числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать —то и музыкального слуха.Гармонизация  движений  тела,  мелкой  моторики  рук  и  органов  речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности  речи,  нормализовать  её  темп,  учит  соблюдению  речевых  пауз, снижает психическое напряжение.Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том  числе  и  тактильного,  между  взрослым  и  ребёнком,  что  положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи: Закрепить знакомые пальчиковые игры;

Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений;

Развивать у детей мелкую моторику рук;

Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность, умение отвечать на вопросы воспитателя;

Развивать творческое воображение;

Развивать чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Материалы и оборудование: книга сказок, игрушки: зайка, мишка -2шт, домик, фонограмма музыкальной пальчиковой игры «В лесу», тазик с фасолью, игрушки из киндр-сюрприза.

Словарная работа: собака, коза, корова.

Методические приемы: игра, показ и объяснение действия, самостоятельное выполнение действий, напоминание, указания, поощрения.

Предварительная работа:разучивание пальчиковых игр; игры на развитие мелкой моторики; рассматривание зайца, медведя.

 

Ход занятия:

Приветствие «Свет солнца»

Небо, небо голубое,

Солнце, солнце золотое.

(Идём по кругу, держась за руки)

Дай нам, солнышко, ответ,

(Руки вверх)

«Ты нас любишь или нет?»

(Руки к себе

)Дарит солнце света луч,Освещает всё вокруг!

(Машем поднятыми вверх руками)

Мы берём в ладошки свет,

(Ладони складываем лодочкой)

Улыбаемся в ответ!

(Улыбаемся друг другу)

-Ребята давайте улыбнемся и поздороваемся с нашими гостями.

-Ребята! Я для вас приготовила сюрприз-Что это? Правильно книга. Но это не простая книга.

Это волшебная книга сказок

Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните. Здесь бывают чудеса...

Сказка спряталась пока!

(открываю книгу и достаю игрушку мальчик из «киндр-сюрприза»).

Сказка, сказка, приходи!

Будут рады малыши.

-Жил-был мальчик, маленький да удаленький. Звали его Мальчик с пальчик, потому что он был ростом с пальчик. Он был очень вежливым и всегда со всеми здоровался. (мальчик кланяется).-Ребята! Давайте и мы поздороваемся с каждым пальчиком.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком  большого  пальца  правой  руки  поочередно  касаться  кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

-Мальчик-с-пальчик грустит. Давайте спросим, почему ему грустно.

-Ребята! Мальчик с пальчик говорит, что потерял свои игрушки. Последний раз, когда он их видел, они вместе резвились в бассейне. Поможем ему найти игрушки?(На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер сюрприза. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.)

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

-Давайте соберем игрушки в волшебную книгу сказок.-Мальчик  с  пальчик  очень  благодарен  вам  и  вашим  пальчикам  за  помощь  и приглашает на прогулку. Наш путь будет лежать через волшебный лес. Можно отправляться в путь.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

-Ребята! Смотрите, кто к нам выбежал. Заинька. Давайте поздороваемся с ним, погладим его. Какого цвета шубка у зайки?А где же зайка живет? Значит это какое животное? Давайте мы покажем зайке игру про него.

Жили-были

(кистями рук покрутить перед собой "фонарики")

Зайчики(показываем «ушки» пальцами)

На лесной(прямые руки вверх, пальцы врозь –«дерево»)

Опушке,(ладонями нарисовать плоскость)

Жили-были(«фонарики»)

Зайчики(«ушки»)

В беленькой избушке.

(«домик»)

Мыли(пальцами правой руки провести по указательному пальцу левой руки)

Свои ушки,(то же по среднему)

Мыли(потереть правой рукой левую)

Свои лапочки,(потереть левой рукой правую)

Наряжались(покрутить кистями рук внизу)

Зайчики,(«ушки»)Надевали(потопать правой ногой)

Тапочки.(потопать левой ногой)

-Зайка непоседа. Он торопится бежать. Отпустим его. Пойдем дальше

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

-Ребята,  кого  мы  встретили?  Встретили  медвежат.  Давайте  поздороваемся  с мишками. Медвежата приглашают поиграть с ними. Поиграем?

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так

Головой своей крутили(поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали вот так, вот так,

Дружно дерево качали

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

А вразвалочку ходили(ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили Вот так, вот так,

И из речки воду пили(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали(хлопаем руками вверху) Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали.

-С медвежатами порезвились, можно продолжить нашу прогулку

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

-Терем-теремок, кто в тереме живет? Может,постучим в домик и узнаем кто в нем живет?

Музыкальная пальчиковая игра «В лесу»

(использовала музыку Екатерины и Сергея Железновых «Есть в лесу из бревен дом»)

Есть в лесу из бревен дом

(Ладошками изображаем крышу)

Есть окошко в доме том

Посмотрите в то окно

В доме тихо и темно (указательными и большими пальчиками делаем окошко)

Мы тихонько кулачком

Постучимся в этот дом (Правым кулачком стучим о левую ладошку)

Выглянул какой-то зверь«Гав» сказал и запер дверь( «Собака» и выставляем ладошку)

Мы погромче кулачком Постучимся в этот дом

(Правым кулачком стучим о левую ладошку)

Выглянул какой-то зверь«Ме» сказал и запер дверь(«Коза» и выставляем ладошку)

Громко-громко кулачком

Постучимся в этот дом (Правым кулачком стучим о левую ладошку)

Выглянул какой-то зверь«Му» сказал и запер дверь(«Корова» и выставляем ладошку)

Киска из окна глядит«Мяу,мяу» говорит(подпираем ладошками щечки)

Хватит в домик наш стучать(грозим пальчиком)

Дайте хоть чуть-чуть поспать.(Ладошки под щечку)

-Ребята, давайте не будем мешать отдыхать жителям этого домика. Нам нужно возвращаться в детский сад. И мальчику с пальчику пора вернуться в сказку.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

-Вот и мы и вернулись. Ребята вам понравилась наша прогулка? С кем мы гуляли? Кого встретили на своем пути? А кто в домике живет? Давайте попрощаемся с мальчиком с пальчиком и нашими гостям.

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»

Ручки маленьких ребят

Веселятся и шалят.

Вот мы хлопаем в ладоши:«Ах, какой денек хороший!»

(хлопают в ладоши)Машем ручкой на прощанье:

«До свидания! До свидания!»(машут ручкой)