В математическом царстве, геометрическом государстве |
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №21 «Светлячок» г. Симферополь, Республика Крым Интегрированное занятие с приоритетом математического развития в подготовительной к школе группе № 7 Тема: «В математическом царстве, геометрическом государстве» Автор проекта: воспитатель Тюльпинова Валентина Алексеевна Цель: Закрепить: счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке, продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости. Развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей. Воспитывать любовь к математике, чувство товарищества, желание прийти на помощь. Предварительная работа: Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное», «Кто внимательный», « Назови соседа». Материалы: 2 письма и посылка Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов; плакат с изображением домов, ключи с разной геометрической формой; числовые карточки от 1до10; наглядный материал для решения арифметических задач; рукавички с цифрами; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные медали «Юному математику», шоколадные конфеты. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в Математическую страну. Чтобы ответить, сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или у жука, надо знать цифры, надо уметь считать. – Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна – волшебная! Она – везде! «Ребята, вот это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо. Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами. 1. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: закрыл все подъезды в домах на ключ и все их перепутал, совершенно не знает цифр. Этот двоечник перепутал все рукавички у жителей моего Царства, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и нам некому помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Ваш друг Царица Математика» «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?» Дети: «Да, да, поможем!» Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем непросто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. - Ну, что, не передумали? Тогда в путь! Прежде чем начнем наше путешествие нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду говорить, а вы должны будете правильно закончить предложение. 1. Ты сиди за партой стройно и веди себя (достойно) 2. Парта это не кровать и на ней нельзя (лежать) 3. Ответить хочешь - не кричи, а только руку (подними). Хорошо все вспомнили наши правила поведения, молодцы. 1. Прохождение пароля. Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность. --Ребята, чтобы попасть в математическое царство, нам нужно получить пароль. Интересные задачки 1. Сколько ушей у двух мышей?(4) 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько глаз у светофора? (3) 4. На березе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки, на каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько яблок растет на березе? (0) 5. Сколько солнышек на небе? (1) 6. Сколько лап у двух собак? (8) 7. Сколько пальцев на двух руках? (10) 8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 10. У бабушки Даши внучка Маша, кот, петушок и собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (1). 11. Сколько глазок у трех лошадок? (6) 12. Сколько лап у двух медвежат? (8) 13. Какие фигуры не имеют углов? 14. У какой фигуры три угла? 15. У какой фигуры все стороны равны? Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. 2. А вот и первое задание: 1. вспомните порядковый счет от 10 до 20 2. вспомнить порядковый счет от 20 до 10 3. посчитайте от 3 до 10, от 8 до 15, от 4 до 13, от 6 до 2. 4. назовите соседей чисел 3, 5, 9, 12 5. какое число больше 5 или 6, 10 или 3, 20 или 15 6. какое меньше 2 или 7, 5или 9, 12 или 8. Молодцы ребята справились с заданиями. Давайте с вами вспомним состав чисел. Например, из каких меньших можно составить число 5, (4+1, 3+2). А число 8 (4+4, 5+3, 7+1, 6+2) 3. Задание «Подбери ключ» Ребята, посмотрите, вот какие красивые дома находятся в математической стране. Но вот незадача, двоечник повесил замки на подъезды. И замки эти какие-то необычные? Ребята, как думаете, почему такие замки на дверях? (Ответы детей: потому что, это страна Математика, поэтому замки геометрической формы ) Воспитатель: - Как же нам их открыть? Может вы, ребята, догадались как это сделать? ( Ответы детей: надо подобрать ключи согласно нарисованной замочной скважине) ( Затем воспитатель просит некоторых детей назвать какой формы замок и ключ на его доме) Воспитатель: «Молодцы, ребята! Все дома мы открыли, теперь жители математической страны могут заселиться в свои дома, но впереди у нас еще много дел! 4. МИНУТКА ДЛЯ ОТДЫХА - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови соседа». Мы должны выйти из-за столов и построиться в круг. Я буду называть число и бросать вам мяч, а вы мне возвращать мяч и называть число, которое является следующим. ( Педагог бросает детям мяч и называет числа в пределах 20) 5. Зрительный диктант А теперь следующее задание Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции. Зрительный диктант. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры, и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру расположенную посередине, затем — вверху и внизу, слева и справа. Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?» (Кто-либо из детей дает описание.) После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, ребята рассказывают, как они расположили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. 6. Задание «Найди пару» Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц, сколько всего осенних месяцев, какой по счету месяц ноябрь? Какая погода на улице? Когда мы идем на улицу, что мы надеваем на ручки? Двоечник и хулиган взял и перепутал все рукавички у жителей математического царства. Нам нужно им помочь. 7. Составление и решение арифметических задач А теперь самое сложное задание: Давайте вспомним, что такое задача. И из чего она состоит. 1. Условие 2. Вопрос. 3. Решение 4. Ответ Что такое условие (условие это то, что уже известно) Что такое вопрос (вопрос это то, что нам не известно и нужно найти) Что такое решение (решение это то, что можно сложить, объединить, прибавить) Что такое ответ (ответ это то что мы получили и известно нам) Давайте с вами попробуем решить задачу. Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус). Материал: демонстрационный счетный материал на столах. 6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов? 4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок? 10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось? 2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов? 10-4 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 4 морковок сорвали. Сколько морковок осталось? Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус» Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! 8. Игра «Кто самый внимательный» Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции. Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный. Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть». 9. Прохождение пароля на выход из волшебной страны. Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам. Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы. Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»). По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой. Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?» Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!» 10. Самооценка Ребята, кому было на занятии интересно, кто без трудностей справился со всеми заданиями - поднимите « Солнышко», а кто испытал какие-либо затруднения, кому было скучно на занятии - поднимите «Облако» Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой». 2. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития». Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и медали с надписью «Юному математику». Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного» |