«ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ» - •Страница• 2 |
•Страница 2 из 3• Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (высказывание родителей) Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании в развитии ребенка, но также и о его интеллектуальных и творческих способностях. Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка) Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете на те предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, о которых легко отшутиться: «Много будешь знать, скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро - в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. А. М. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь- узнаешь» значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство и оно требует осторожности». Скажите, нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы? Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - да или нет. Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая помогает ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет это не просто удивление новому, но и желание все о нем знать, стремление постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности и познавательного интереса дошкольника и отметить их галочкой. ( Раздать каждому родителю.) Факторы, способствующие формированию любознательности и познавательного интереса: 1.Общение с ребенком. 2. Наблюдение за природой и окружающим миром. 3.Чтение познавательной литературы. 4.Прогулки и экскурсии в природу. 5.Познавательные беседы с ребенком. 6 Просмотр телепередач о природе. 7.Опытническая и экспериментальная деятельность с детьми. 8. Решение кроссвордов, загадывание загадок, ребусов. 9 .Подвижные игры. 10 . Музыкальные развлечения. 11.Проведение викторин, конкурсов. 12.Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров. Все выбранные факторы имеют не маловажную роль и все они более - менее знакомы нам. Но среди них есть такой фактор, который имеет большое значение для умственного развития ребенка- это исследовательская деятельность. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, маленькие научные открытия. Несложные опыты и эксперименты можно при желании организовать и дома при помощи родителей. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для опытнической деятельности, например, ванная комната. Во время купания ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворяется: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д. Кухня- это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей можно устроить соревнования между «физиками». Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета, В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки, У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды, сколь хочешь? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только чтобы вопросы не остались без ответа. Наша задача: поддерживать в детях познавательный интерес, любознательность, пробуждая их, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок. На вопрос ребенка нужно ли сразу давать готовый ответ? Как поступаете вы? (Не стоит этого делать! Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Это - доставит ему удовольствие) Но вот ваш ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючков. Ему все нравится в школе, все новое его увлекает. Но время проходит и ребенок, «набравшись опыта» уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что случилось? Что происходит? Все чаще родителей начинают мучить эти вопросы. Ребенок перестал быть любознательным? Пропал интерес к обучению? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания. Все вышесказанное сегодня на нашем собрании должно заставить родителей задуматься о подготовке ребенка к школе. Помимо чтения, счета и письма у дошкольника должны быть сформированы и другие важные качества. Решение родительского собрания: 1.Активно использовать прогулки в природу для развития любознательности – организовать совместные с родителями походы в природу в разные времена года. Ответственный родительский комитет группы. 2 .Организовать мини-лабораторию на дому. Ответственные родители. 3. Пополнить оборудованием мини – лабораторию группы: приобрести микроскоп, лупы, пробирки. Срок до 1 октября. Ответственный родительский комитет группы. 4.Провести для родителей мастер – класс по организации работы в домашней мини- лаборатории. Ответственный воспитатель групп **************************************************************************************
|