"ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЩЕНИИ РОДИТЕЛЯ С РЕБЁНКОМ : ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ.» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребёнка -Детский сад «Тополёк»

 

Республика Хакасия

с. Аскиз

 

Автор: Шевцова Марина Дмитриевна

 

Тренинг с родителями в подготовительной к школе группе.

Задача: привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиску удачных способов родительского поведения.

Ход:

1.Приветствие.

Психогимнастическое упражнение "Здравствуйте".

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Родители свободно перемещаются по комнате и здороваются друг с другом: сначала глазами, затем при встрече пожимают друг другу руки, затем обнимают друг друга.

2. Введение в тему.

- Прекрасно намерение каждого родителя всегда стремиться к ровным, бесконфликтным отношениям со своим ребенком. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания взрослого и ребенка однажды разойдутся. Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы и родителя, и ребенка всегда совпадали. Столкновение интересов родителей и детей, как показывают наблюдения, нередко представляет для взрослого затруднительную ситуацию в общении с ребенком. Как мы, взрослые строим свое родительское поведение в подобных ситуациях взаимодействия?

Закончите предложение: "Для меня отказаться в затруднительной ситуации общения с ребенком - это..." (Родители завершают предложение.)

Высказывания записываются на доске, ведется наблюдение.

- Затруднительные ситуации в общении с ребенком могут стать и путем к кризисному развитию отношений, и способом выхода из конфликтных отношений. Давайте уточним: что, как правило, сопровождает ситуацию столкновения интересов, мнений, желаний? (Накал страстей, эмоциональное напряжение либо взрослого, либо ребенка, или того и другого; ущемление интересов одной из сторон: кто-то настаивает на своем, кто-то вынужден уступать.)

-Вот как разные авторы дают толкование понятию "конфликтная ситуация" в отношениях:

-Конфликт понимается как "способ поддержания отношений" (Д. Хломов).

- Ситуация, "когда дверь в детство для взрослого закрыта, и взрослый начинает взламывать замок своей уверенностью, будто знает, что делается за этой дверью - сам оттуда" (И.Кон).

- Интенсивный обмен точками зрения, в ходе чего взрослый и ребенок "оказывается вовлеченными в процесс совместного приобретения опыта" (К. Витакер).

- Конфликт - это столкновение, серьезное разногласие, спор (С. Ожегов).

- Конфликтное взаимодействие - это конфронтация, противостояние субъектов, имеющих взаимоисключение цели и реализующие их один в ущерб другому (В. Курбатов).

- Конфликт - проявление противоречий между родителем и ребенком, столкновение интересов каждого (Ю. Б. Гиппенрейтер).

3. Основная часть.

Арт-терапевтическое упражнение "Мир детства, мир взрослых" (8-10 мин)

Цель: развитие невербальной креативности, умения выражать свои чувства.

Родители рисуют на тему "Мир детства и мир взрослых". По окончании работы каждый дает пояснение к своему рисунку.

Вопросы родителям:

- Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?

- Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?

- В каком мире Вам хочется быть сейчас, почему?

- Как Вы думаете, что хотят сказать взрослые на Вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?

- Есть ли на рисунке место конфликту? Где?

Упражнение "Проигрывание ситуаций"

Цель: анализ и поиск удачных способов родительского поведения в конфликтных ситуациях с ребенком.

Предложить родителям проигрывание ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, которые могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в каждой конкретной ситуации? (Желательно, чтобы материалом для моделирования родительского поведения был собственный опыт родителей.)

В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснить мотивы поведения ребенка и соотносить их с образностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.