•Страница 2 из 2• Все знают, что ребёнок должен пойти в школу физически подготовленным. Однако, готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизни. Этот период возрастного кризиса 7 лет. Он ещё недостаточно изучен, но одним из его основных симптомов является потеря непосредственности. Очень многое меняется в жизни ребёнка с приходом в школу:
- кругом другие сверстники;
- другой режим дня;
- другие требования к ребёнку.
По разному проходит период адаптации и иногда вам может показаться, что ребёнок ведёт себя необычно и здесь важно понять причину такого поведения. Например, ребёнок утром просит есть и пить чай. Здесь мы можем говорить о двух причинах: физиологической и психологической. Психологически – это форма защитной реакции, при которой ребёнок приуменьшает страх перед неизвестностью в школе за счёт удовольствия еды. Физическая причина в том, что стресс может привести к снижению сахара в крови. В этом случае, помимо желания есть, ребёнок может пожаловаться на боль в животе или головную боль. В дошкольном возрасте у многих детей из-за роста уровень сахара в крови и так низкий. Страх делает его ещё ниже. Поэтому будьте внимательны к состоянию детей в этот период.
Как показывает практика, адаптация к школе лучше проходит у тех детей, которые идут в школу из воскресной. Они приходят в школу уже со знакомым им коллективом, более-менее привыкшие к новым учебным требованиям. Меняется только режим дня. А теперь представьте, что происходит с детьми, резко меняющими всё: друзей, распорядок дня, изменившиеся требования. Естественно не все дети попадают в воскресную школу и тогда родители должны помочь ребёнку. Итак, что же включает в себя понятие психологической готовности к школе? Её составными компонентами являются: личностная, волевая, интеллектуальная готовность.
Личностная.
Выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Как правило, дети выражают желание идти в школу. Но тут важно выяснить, что привлекает их ребёнка в школе: "Мне купят новый ранец, пенал, красивую одежду!" Ему кажутся заманчивыми внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребёнка и своей главной деятельностью - учением ("хочу учиться, чтобы быть как папа"). Не проходит мимо внимания ребёнка и уважительное отношение взрослых к учёбе как к серьёзной деятельности. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимых навыков и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Такие дети ведут себя по-детски. Они могут успевать, но только в случае, если им интересно. Хуже, если дети не хотят идти в школу.
Причина может крыться в ошибках воспитания детей. Запугивание детей школой очень вредно и опасно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям: "Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!" Сколько же внимания, терпения, времени придётся уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, к учителю, к книге.
Нужно использовать эмоциональный опыт, применять такие методы, как: обращение при детях к домашней библиотеке при поиске решения возникшей проблемы, вовлечение младших детей к школьным праздникам старших детей, рассказы родителей о любимых учителях, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, игры в школу.
Важно также как относятся родители к контактам ребёнка со сверстниками (приветствуют или нет), как оценивают поведение, взаимоотношения - как общается ребёнок с детьми?
Волевая готовность.
В школе ребёнка ждёт напряжённый труд. От него понадобится умение делать не только то, что хочется, но и то, что от него требует учитель, школьный режим, программа. А это так непросто, когда у тебя в рюкзачке –новая игрушка, и хочется поделиться с товарищами последними важными новостями. Необходимо проявлять волевое усилие, обладать способностью управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – памятью, вниманием, мышлением. А для этого нужно:
- ставить цель;
- принимать решение;
- намечать план действий, исполнять его;
- проявлять усилие в преодолении препятствий;
- оценивать результат своего волевого действия.
Развитие воли успешно достигается в игровой ситуации:
- генеральная уборка в виде игры: мама-капитан, дети-матросы;
- устроить поле битвы на огороде – прополоть сорняки и т.п.
Произвольность в поведении ребёнка проявляется и в отказе от привлекательного занятия - игры, ради выполнения поручения взрослого, оказания помощи маме. Необходимо формировать у ребёнка не боязнь трудностей (уметь принять их), не пасовать перед ними, не отказываться от намеченной цели.
Интеллектуальная готовность.
И, наконец, поговорим об умственном развитии. Очень долго об умственном развитии судили по объёму словарного запаса детей: "чем больше слов знает ребёнок, тем лучше развит". Словарь современных детей резко увеличился, но это не значит, что такими же темпами развивается мышление. Здесь мы говорим об умении сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Говоря о памяти важно знать, что главное – не механическое заучивание, а понимание смысла, т. е. осмысленное запоминание. Работая в школе или дома, ребёнок должен сначала понять и осмыслить информацию, а потом уже запоминать её. Таким образом, память нужно развивать, а не тренировать её механическим запоминанием.
Познавательная активность ярко выражена у большинства детей 6-7 лет. И мы можем поддержать эту активность:
- старайтесь отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок; общение с родителями – огромная ценность для ребёнка;
- поговорите с ребёнком, поддержите своим вниманием его интерес к познанию, не отмахивайтесь от надоевших вопросов.
Нужно обсуждать с ребёнком сказки, мультфильмы, рассказы, как он понимает явления природы, поступки людей, животных. Беседа не должна быть длинной, сложной и утомительной. Интерес – главный критерий доступности.
Сейчас я предлагаю вам педагогические ситуации, а вы попробуете высказать своё мнение по данной проблеме.
Ситуации:
Сашу каждый день приводят в детский сад в то время, когда занятие уже идёт. На просьбу педагога приводить ребёнка пораньше, мама отвечает: «Нам не нужны занятия, он и так всё знает, а что не знает, в школе научат».
Ваше мнение: есть ли необходимость посещения занятий? В чём она заключается?
Каждый вечер, забрав Дашу из детского сада, мама в течение часа занимается с ребёнком. Каждое такое занятие сопровождается истерикой, плачем, нежеланием что-либо делать. Как вы думаете, почему это происходит?
Готовясь к ужину, мама попросила помочь накрыть на стол, расставив чашки. Выполняя мамино поручение, девочка разбила тарелку. На что мама ответила: «Ты как всегда. За что не возьмёшься, ничего у тебя не получается». Девочка заплакала и убежала. Проанализируйте данную ситуацию.
(Обсуждение ситуаций).
Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение, продолжив одну из фраз:
- Я узнал (ла), что…
- Новым для меня стало то, что…
- Я убедился (лась), что…
(Родители высказывают своё мнение, продолжая одну из фраз и получают памятки по теме собрания).
Доказано, что чем лучше ребёнок подготовлен к школьному обучению, тем быстрее он адаптируется к школе. Успехи Вашего ребёнка будут зависеть не только от него, но и от Вашей помощи, поддержки и понимания. Вы, родители, должны и можете немало сделать для того, чтобы Ваш ребёнок любил школу и учился с радостью. Успехов Вам и Вашему ребёнку и спасибо за внимание.
<< •Первая• < •Предыдущая• 1 2 •Следующая• > •Последняя• >>
|