•Страница 2 из 3• В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: Личностная готовность: • Принятие на себя роли школьника • Мотивация • Самооценка • Эмоциональная готовность Интеллектуальная готовность: • Особенности памяти • Уровень развития мышления • Общее развитие речи • Предпосылки учебной деятельности Социально – психологическая готовность: • Умение строить отношения с окружающими • Контактность А также важны и другие факторы к успешному обучению ребенка к школе: • Состояние физического здоровья • Благоприятные отношения в семье Уровень квалификации и личностные качества учителя В процессе школьного обучения учащиеся проходят адаптацию к учебной деятельности. Адаптация – это приспособление организма к условиям существования. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, когда новые, социально обусловленные требования вызывают стрессовую реакцию организма ребенка. « Школьная адаптация» - это приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Период адаптации может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, характер взаимоотношений с окружающими , тип учебного заведения (т.е уровень сложности образовательной программы) и степени подготовленности ребенка к школе. Нарушение адаптации рассматривается как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей, возникают вредные привычки: сосание пальцев, обкусывание ногтей и пр.. В этот период неустойчивой адаптации дети часто болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела, снижается работоспособность, быстро наступает утомление, низкая точность выполнения задания. Немаловажным фактором является поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Успешная адаптация ребенка подтверждается несколькими признаками: • Удовлетворенность ребенка процессом обучения (ему нравится в школе, и он не испытывает трудностей и страхов). • Легко справляется с программой (ребенок не испытывает затруднений при обучении). • Самостоятельность выполнения заданий. (Зачастую родители усердно « помогают» ребенку в выполнении домашних заданий, что порой вызывает противоположный эффект, т.е ребенок привыкает и не хочет выполнять задание в одиночку. Здесь лучше обозначить границы вашей помощи.) • Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепризнанными нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак – ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он получает хорошие отметки, спокойный сон и нормальный аппетит. Таким образом, проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяются характером взаимодействия школы и семьи. Семья – один из основных институтов обеспечивающих взаимодействие личности и общества, определение интересов и потребностей. Семья дает ребенку знания о жизненных целях и ценностях, о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В семье ребенок получает «первые уроки жизни», усваивает нормы поведения, соотносить свое «я» с «я» других людей. Объяснения и наставления родителей, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения, общения, оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Уважаемые родители. Сейчас я попрошу вас ответить на вопросы , предложенные в бланках, суммировав балы вы сможете понять готов ли ваш ребенок к школе.
Родителям предлагается тест (звучит спокойная музыка)
|