«Путешествие в страну дорожных знаков» |
МАДОУ д/с «Ивушка»
г. Балашов Саратовская область
Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор проекта: музыкальный руководитель Дьякова Елена Николаевна
Содержание
Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, практические навыки поведения на улицах города, умение соблюдать сигналы светофора.
Задачи: Образовательные: - Учить детей различать дорожные знаки; - Учить ориентироваться в сложной обстановке; Развивающие: - Развивать связную речь, внимание, вежливость, осторожность; - Развивать ловкость и скоростно-силовые качества с помощью подвижных игр; Воспитательные: - Воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается; - Воспитывать умение играть в коллективе сверстников, вызывать интерес к сотрудничеству со взрослыми. Оборудование: Макет светофора, пешеходный переход, ПК, дорожные знаки, плакаты по ПДД, конверт с письмом, мешочки с песком, 2 руля, 4 кегли. Аннотация: Необходимость обучения детей ПДД ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым, координацию движений. Данная методическая разработка поможет формировать устойчивый интерес к изучению и соблюдению ПДД (правил дорожного движения), к получению новых знаний и закрепление ранее полученных. Предлагаемый материал могут использовать в своей работе воспитатели, инструкторы по физической культуре и музыкальные руководители в ДОУ для проведения праздников и спортивных и музыкальных развлечений. Методическая разработка может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельных игр на этапе закрепления и уточнения, полученных ранее представлений о правилах дорожного движения.
Введение: С самого раннего возраста, малыш встает на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность. «Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей тем более, что сводки о дорожно – транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества. Таким образом, самая главная задача взрослых, формировать устойчивый интерес к изучению и соблюдению ПДД, к получению новых знаний и закрепление ранее полученных. А так же научить детей предвидеть опасные ситуации, которые могут произойти на дороге. Новизна работы заключается в том, что с помощью развивающих пособий можно сделать процесс знакомства с правилами дорожного движения доступным, интересным и увлекательным для детей. Дети не просто получают словесную информацию, но и совершают действия сами, проговаривая их. «Путешествие в страну дорожных знаков» Водная часть: (Дети под музыку «Песня светофора» выходят на площадку, выстраиваются) Инструктор по ф.к.: Эй! Ребята, подходите, Друг на друга посмотрите, Поздоровайтесь ладошками, Улыбнитесь все немножко. Основная часть: Муз. рук.: Какое у вас настроение стало? (ответы детей) - Дети, вы любите путешествовать? Дети: - да! Муз. рук.: А куда можно совершить путешествие? На чем? Дети предлагают свои варианты ответов (машина, автобус, самолёт, поезд). Муз. рук.: правильно, ребята! Смотрите дети, сегодня в наш детский сад пришло необычное письмо, написано, что для детей старшей группы. Хотите прочитать? Дети: - да! Основная часть: Письмо «Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к злюке Дидюке, и теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам, пожалуйста!» Инструктор по ф.к.: Ребята, вы хотите помочь жителям страны дорожных знаков? Дети: Да, хотим! Инструктор по ф.к.: Ну, что же, тогда не будем терять время и отправимся в путешествие на автобусе. Но чтобы нам было не скучно в пути, давайте споем веселую песенку друзей. (Дети поют песню и продвигаются друг за другом «паровозиком» руками крутят колеса)
Песня: «Песенка друзей»
Инструктор по ф.к.: Вот мы и подъезжаем к стране «Дорожных знаков». Ой, посмотрите, стоят указатели, но перевернутые. Я предлагаю остановиться и помочь. Только я не помню, есть ли знак для остановки автобуса? Дети: Конечно, есть. Инструктор по ф.к.: А как он называется? Дети: Место остановки автобуса. Инструктор по ф.к.: Молодцы! А пока, давайте остановимся здесь и поищем необходимый знак.
Дети соглашаются и выходят из импровизированного автобуса.
Инструктор по ф.к.: Сейчас нам нужно перейти дорогу. Как это лучше сделать? Дети: Найти пешеходный переход. Инструктор по ф.к.: Молодцы! А вон и пешеходный переход. Дети, а до перехода мы пойдем по дороге? Дети: Нет, по тротуару. Инструктор по ф.к.: Молодцы! (все вместе идут к пешеходному переходу) Муз. рук.: Дети, а как мы перейдём дорогу, ведь светофор не работает? Наверное злюка Дидюка и его заколдовала. Дети: Сначала посмотрим налево, если машин нет, идём до островка безопасности. Затем посмотрим направо, если машин нет, можем перейти дорогу. Инструктор по ф.к.: Молодцы! Дорогу перешли. Ребята а вы хотите поиграть в игру «Светофор», может так мы его расколдуем, и он поможет нам освободить знаки. Дети: Давайте! Игра: «Светофор» Инструктор по ф.к.: Я буду вам называть и показывать сигналы светофора, а вы будете выполнять движения (игра повторяется 2-3 раза) - зеленый свет – топают ногами; - желтый свет - хлопают в ладоши; - красный свет – не двигаются. Инструктор по ф.к.: Где устанавливается светофор? Какие вы знаете светофоры? (Пешеходные и транспортные) Не помогла нам игра светофор расколдовать. (Под музыку входит злюка Дидюка)
Злюка Дидюка: А, ничего у вас не получится. Я со светофором уже поработала. Муз. рук.: Вообще нужно здороваться! Злюка Дидюка: Здрасте! Муз. рук.: А кто вы такая? Злюка Дидюка: Я, Помеха на дороге, неумеха во всем. Я злюка Дидюка. И вообще все знаки горько плачут от меня, я их заколдовала. Муз. рук.: А, зачем? Злюка Дидюка: Так, скучно было… Муз. рук.: А как же нам расколдовать знаки и восстановить дорожное движение? Злюка Дидюка: Отгадайте мои загадки, и тогда расколдую все знаки и город освободится от меня. Муз. рук.: Дети, поможем дорожным знакам? Дети: Поможем! Загадки по ПДД (Злюка Дидюка читает загадки, а дети отгадывают)
1. Пешеходам объясняет, Как дорогу перейти. Он сигналы зажигает, Помогая нам в пути. (светофор) 2. Не живая – а идет, Неподвижна – а ведёт. (дорога) 3. На обочинах стоят, Молча с нами говорят. Всем готовы помогать. Главное – их понимать. (дорожные знаки)
Инструктор по ф.к.: Сейчас посмотрим, открываются знаки … /не открываются/ Злюка Дидюка: Откроются они только тогда, когда вы отгадаете все мои загадки. 1. Подошли мы к мостовой. Знак висит над головой: Человек шагает смело По полоскам черно-белым. Дети: «Пешеходный переход». Злюка Дидюка: Шли из сада мы домой, Видим знак на мостовой: Круг, внутри велосипед. Ничего другого нет. Дети: «Велосипедная дорожка». Злюка Дидюка: Я хочу спросить про знак, Нарисован он вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. Дети: «Осторожно, дети!»
Инструктор по ф.к.: Ну что, расколдовали мы знаки? Все ребята молодцы, хорошо справились со всеми заданиями.
Злюка Дидюка: Нет еще. А сейчас еще поиграем! А, давайте посмотрим, как вы умеете играть и находить свой цвет? Я приглашаю к себе детей, которые сегодня пришли в красной одежде, в зелёной и жёлтой одежде. (выходят дети) - Ребята! Вот у меня, и инструктор по физической культуре, и у музыкального руководителя будут по одному цвету, которые есть у светофора. По команде, вы должны подойти к тому цвету, в цвет которого вы сегодня оделись. Готовы? Начинаем!
Игра: «Найди свой цвет» (Звучит весёлая музыка, дети выполняют задание) Инструктор по ф.к.: Ребята, молодцы! Со всеми заданиями справились. Наверное злюке Дидюке этого тоже мало.
Злюка Дидюка: Да, да, да. Давайте еще поиграем. Кричалка «Запрещается-разрешается» (Взрослый начинает фразу, дети продолжают. Желающие ответить должны сначала поднять руку) • Играть на проезжей части … (запрещается) • Перебегать улицу перед идущим транспортом (запрещается) • Переход улицы по подземному переходу… (разрешается) • Идти по обочине спиной к транспорту … (запрещается) • Переходить улицу при красном сигнале светофора (запрещается) • Цепляться за проезжающие машины (запрещается) • Помогать старушкам перейти дорогу (разрешается) • Выбегать при переходе дороги … (запрещается) • Болтать при переходе дороги … (запрещается) • Переходить улицу при желтом сигнале светофора … (запрещается) • Уважать правила дорожного движения … (разрешается)
Игра: «Грузовики» (Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком и две кегли. Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком - груз. После старта участники обегают вокруг своей кегли и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первая выполнит задание и не уронит груз. Инструктор по ф.к.: Ребята, молодцы, хорошо играли. Давайте скажем злюка Дидюка спасибо… Дети: Спасибо! Инструктор по ф.к.: Ребята давайте еще раз вспомним, какие бывают дорожные знаки? (Запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, знаки особых предписаний) Злюка Дидюка: Ребята, а давайте дружить, играть и петь вместе веселее. Дети: Давайте! Муз. рук.: Давайте споем все вместе песенку друзей? (Дети становятся в круг и берутся за руки)
Песня: «Песенка друзей» (слова Я. Акима, музыка А. Герчик) Инструктор по ф.к: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Рефлексия. - Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)
Инструктор по ф.к: Молодцы ребята! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Дети садятся в «автобус» под музыку песни «Песенка друзей» возвращаются в группу.
Заключение:
В данной методической разработке представлено содержание работы по формированию у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. На наш взгляд, такая серьезная тема ни в коем случае не должна оставаться без внимания. Представленная методическая разработка, является эффективным средством для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Используемые в ходе работы игровые приемы, творческий подход позволяют каждому ребенку представить опасные ситуации и оценить их. Создавая условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения, у детей будут формироваться умения ориентироваться в различной обстановке, вырабатывается привычка правильно вести себя на улицах и дорогах города. Тем самым мы будем воспитывать дошкольного возраста грамотными пешеходами.
Список литературы:
|