•Страница 2 из 4• Готов ли ребенок к школе Период адаптации достаточно сложен для ребенка. Прежде чем раскрыть составляющие психологической готовности ребенка к школьному обучению, надо ответить на вопросы: к чему он должен быть готов, и какая именно готовность требуется от него. Во-первых, ребенку предстоит усваивать школьную программу, во-вторых, ему необходимо будет привыкнуть к новым условиям, в которые он попадет. Новизна состоит в следующем: - начинается новая для ребенка деятельность - учебная; - новый для него коллективе детей и учителей; -его успехи и знания оцениваются. Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие: *мотивационную готовность; *волевую готовность; *готовность познавательных функций; *готовность руки к овладению письмом; *социальную готовность. Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. Психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур. Мотивационная готовность к обучению Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребенка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в группе?" Он может ответить, что в группе ему уже все известно, и поэтому он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в школе, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридору и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа привлекает ребенка, но он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть. Если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным. Волевая готовность к обучению К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент ( порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово "надо" как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают. Волевая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действовать по инструкции взрослого, ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования оценивается, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом. Готовность познавательных функций Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции развиваются у ребенка не одновременно и не одинаково (у некоторых в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).
|