"МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ, МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ" - •Страница• 3 •PDF• •Печать•

Готовность руки ребенка к овладению письмом

При обследовании ребенка состоит в выявлении степени зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возможных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Нужно узнать какая помощь необходима их ребенку для того, чтобы "подтянуть" еще не до конца сформированную функцию, которая может тормозить его успеваемость в школе.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений руки (тонкая моторика). В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совершаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая моторика у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса). При обследовании ребенка оценивается, насколько рука ребенка готова к письму.

Социальная готовность

Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности выесняется, насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.

Развитие пространственных представлений

У сегодняшних шестилеток чаще всего недостаточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в пространстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.
Для запоминания конфигурации букв можно лепить их с ребенком из пластилина; складывать из мелкой мозаики; перебирать фасоль, горох и другие мелкие предметы, делать из проволоки; рисовать на ладошке; обводить буквы пальцем, а потом повторять на бумаге.

Развитие речи

Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста компьютер и вовсе противопоказан. Этого мнения придерживаются все специалисты, которые работают с детьми.
На развитие речи  влияет общение с ребенком о прочитанной  книге, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; кто  главный герой, какой он, почему так считаешь. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав¬лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. При этом полезно использовать серии сюжетных картинок . Ребенок должен разложить их по порядку и составить по ним рассказ. Для получения положительного результата,  занятия нужно проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.
Если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успешными в школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить общение с наиболее близкими людьми. Дарите ребенку больше свободного времени – это дорогого стоит!

Развитие произвольности поведения

При формировании произвольного поведения, т. е. способности ребенка действовать не по своему желанию, а по заданию взрослого, ведущая роль, принадлежит игре. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. Если в домашних условиях организовать т игры затруднительно, то поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?!". В такой игре ребенок приучается действовать по правилу.