"ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ" - •Страница• 2 •PDF• •Печать•


Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладает внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой носить портфель и др. Такой интерес также важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе - достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу , она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивание материала и т.д.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Вопрос родителям : Какими качествами должен обладать , по вашему мнению будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ваш ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится в тяжкое бремя. Дети , которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что им дается без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует запомнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития.

Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка.. Значительно существеннее не сами знания, а то , как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.

Родителей порой радует , что ребенок хорошо запомнил текст стихотворения или сказки.

А вот порой пересказать его, не нару4шая последовательности ребенок не может.

Иногда родителей радует, что ребенок считает до ста, а понятие числа не знает н не может соотнести с количеством; не может выполнить простейшие арифметические задания, пусть даже в пределах пяти. Это относить к детям старшего возраста.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему чувствовать себя первооткрывателем.

Можно предложить родителям видео просмотр занятия по математике, развитие речи, изобразительной деятельности.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками - чтение, счет решение арифметических задач.

Одно из важных задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма «Ручной умелости» ребенка.

Приложение №1

Памятка для родителей

Готовность ребенка к школе помогают определить следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6)
отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.