•Страница 2 из 4• Развитие речи и готовность к овладению грамотой 1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова; 2. Умение различать гласные и согласные звуки. 3. Умение членить слова на слоги. 4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов. 5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определе- ния к существительному. 6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях. 7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов. Развитие элементарных математических представлений 1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества. 2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного. 3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 4. Умение соотносить цифру и число предметов. 5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры. 6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. 7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части. 8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка 1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родите- лей, перечислить состав семьи. 2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых. 3. Знать правила поведения в общественных местах. 4. Знать правила безопасного поведения на улице. 5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях. 6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность. 7. Знать названия частей суток и их последовательность.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе? Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становятся предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу. Задание для взрослых: Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям.
Помните: ваша цель-наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы: 1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми? 2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой? 3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет? 4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их? 5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками? 6. Часто ли он участвует в драках? 7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций? 8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется? 9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив? 10. Спокойный ли у него сон? 11. Есть ли у вашего ребенка друзья? 12. Принимают ли его в игру знакомые дети? 13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)? 14. Умеет ли отстаивать свое мнение? 15. Есть ли у него трудности с речью? Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант - ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют: • учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); • умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание); • развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей: • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять: выше - ниже, вперед - назад, слева - справа). • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру -зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг). • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут). • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).
|