"ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?" - •Страница• 3 •PDF• •Печать•

Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период подготовки его к школе?
Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений:
•    работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами;
•    швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами, пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда;
•    рисование в альбомах (карандашами, красками);
О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:
•    способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
•    умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать различными способами;
•    умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
•    умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке, овалы и круги, треугольники и квадраты;
•    умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).
Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается:
•    собирать разрезные картинки;
•    собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;
•    -        дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;
•    различать направления вверх - вниз и выполнять повороты вправо - влево;
•    различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - за - около - между).;
•    находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих изображений;.
•    классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
•    срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
•    копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
•    находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
•    находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;
•    различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
•    моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
•    запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех-кратном повторении, воспроизводить б из них;
•    группировать по смыслу слова и запоминать их;
•    запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений;
•    описывать предметы, находить их по заданным признакам;
•    определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
•    задавать вопросы, способствующие развитию мышления детей.

Советы родителям будущих первоклассников:
•    Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
•    Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
•    Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
•    Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
•    Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
•    Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Литература: К.В. Бардин «Подготовка ребенка к школе»