"КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ - ДОШКОЛЬНИКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ" - •Страница• 2 •PDF• •Печать•

А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением?

(Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе»)

Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:
* хочет ли ребенок взрослеть.
* хочет ли стать школьником.
* Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее: привлекательным или не очень?
* Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.
* Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.
* Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
* Есть ли на рисунке ученики, учитель?
* Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: «Я не боюсь школы, и буду рад сесть за парту». «Мне интересно выйти к доске...». «Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно».
Психолог: Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, по и в самостоятельной деятельности ребят в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Психологи выделяют разные виды готовности к школе (Приложение 3)
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены. отметки, то. что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в.нем выражено.стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе - достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает нормироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительным по объему материал и т. д.У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированность навыков чтения, счёта и письма.

УПРАЖНЕНИЕ: У вас на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на наш взгляд главных и проранжируйте их. (Приложение 4)
(Родители выполняют задание и обсуждают его)
Психолог: Какими качествами должен обладать первоклассник?
Важно подчеркнуть значимость нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что даемся им без особых усилии. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебною года ребенок не желаем идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки.
Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысл и последовательность событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить, ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, а на элементарный вопрос педагога: «Что больше один или два?» не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.