"ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО?" - •Страница• 2 •PDF• •Печать•

Ведущий 2: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
Важно подчеркнуть, что это нравственно – волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несоб¬ранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватыва¬ют лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не же¬лает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уро¬вень умственного развития. Ребенку необходим запас зна¬ний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного разви¬тия понять текст, суметь пересказать его, не исказив смыс¬ла и последовательности событий. Иногда взрослые раду¬ются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это отно¬сится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выхо¬дящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше — один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьюте¬ром, они просто запоминают результаты, а счетная деятель¬ность у них не развита.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдай¬те вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблю¬дайте за явлениями природы.

Ведущий:

Советы родителям:
•    Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

•    Формируйте у него мыслительные способности, наблюда¬тельность, пытливость, интерес к познанию окружающе¬го. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

•    По возможности не давайте ребенку готовых ответов, за¬ставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через неко-торое время на ней появятся листочки.

•    Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

•    Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть п причинную связь событий, правильно ли оценивал поступ¬ки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет и др.

•    Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дош¬кольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с примене¬нием наглядных игровых методов.

Можно предложить родителям просмотр несколько фрагментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками — грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его зву¬ковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребен¬ка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом — умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бес-полезным, если этот навык усвоен механически.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.