"СКОРО В ШКОЛУ" - •Страница• 2 |
•Страница 2 из 4• - А теперь давайте попробуем выделить самое главные составляющие готовности к школе, без которых полноценный процесс обучения не может быть осуществим, это: 1. Эмоциональная готовность, (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями) 2. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика) 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться) Сейчас мы разберём каждый пункт подробнее. Эмоциональная готовность. Очень важно сформировать у ребенка эмоциональную мотивационную готовность т.к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, идеализируя школу. Когда же вопросом взрослого: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок опускается с небес на землю, окаывается, что он и не знает ответа. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка к моменту поступления в школу психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание проявляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям. Интеллектуальная готовность. Психологическую готовность ребенка к школе предполагает также и развитый интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, которые предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. ...В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике на занятиях и в играх, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно обсудить с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснить именно их конкретные требования. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал зазубренные названия чисел, а именно учился ДУМАТЬ! Девиз этого направления — «Я стремлюсь узнать!».
Социальная готовность. В связи с вышесказанным особо нужно выделить социальную готовность ребёнка, потому что многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению соци¬альной позиции, систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый к обучению ребенок далеко не всегда ус-пешен в условиях школьной жизни. Мама, убежденная в том, что ее бегло читающий, хорошо пишущий и считающий ребенок, безусловно, готов к школе, может испытать тревогу и волнение при неудачах ребенка в школе. Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое внимание родителей, определяется всей предшествующей дошко-льной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год. Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее. Итак, для того чтобы сказать, что ребенок готов к школе, от него требуется сформированная триада внутренних установок «хочу — умею — стремлюсь!». Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит любой детский психолог.
А пока давайте представим себе некоторые педагогические ситуации, которые могут возникать во многих семьях, обсудим их и может, выделим из них что-то для своего личного опыта. Ситуация 1. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете: а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу. б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах! в) Вот твой учебник (дневник, пластилин) Ситуация 2. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите: а) Что сегодня получил? б) Что сегодня было интересного в школе? в) Чему сегодня научился? Ситуация 3. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы: а) Объясняете ему важность сна для его здоровья. б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно) в) Всегда укладываете в одно время, даже если со слезами.
|