ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ - •Страница• 2 •PDF• •Печать•

3.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Мотивация к обучению.

Умение сосредоточиться.

Управление эмоциями.

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с интеллектуальным развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности. Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Развитость - это некий потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Потребность в общении.

Коррекция поведения в коллективе.

Способность обучаться.

Примечание для интересующихся:

Чтобы определить внутреннюю позицию ребенка, спросите его:

- Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?

- Что тебе нравится в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?

- А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?

- Как ты думаешь, где лучше - в школе или в детском саду?

- Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции.

Школа
– это система социализации, дисциплинирующая система. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Подведём итог. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Развитие волевых качеств. Для этого его нужно приучать любое начатое дело доделывать до конца. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Не отмахиваться от детских вопросов, не подавлять "пытливость ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться.

Творческая презентация «Дружат дети на планете»

(Видеоматериал).

В заключение - цитата из книги Е.Н. Водовозовой, изданной в 1901 году. «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка… Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

Приложение 1.

Организованная образовательная деятельность

с детьми подготовительной к школе группы

МБДОУ детский сад №13

Тема: «Вечер головоломок».


Цель: формировать у детей мыслительные способности, наблюдательность, интерес к познанию окружающего.

Материалы: мяч; модели (неделя, год, времена года, сутки); предметные картинки; кирпич, бутылка, линейка; вопросы на засыпку.