•Страница 5 из 6• Памятка «Что такое лимерик?» Мы предлагаем для развития словесного творчества детей использовать лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).
Характеристика текста лимерика:
1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: Первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется. 2. По содержанию лимерик строится по следующей модели: Характеристика текста лимерика:
1 строчка | Жил-был (объект) | 2 строчка | Какой? | 3 строчка | Что делал? | 4 строчка | С кем общался ? | 5 строчка | Вывод (утверждение или мораль) |
Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например: Жил-был старичок меж ульями, От пчел отбивался он стульями. Но не учел Числа этих пчел, И пал смертью храбрых меж ульями. Жил да был медведь болотный. Был он добр, но очень мокрый. По болоту он ходил, Всех лягушек подавил. Вот какой неуклюжий был медведь. Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения? которые проводятся с детьми в определенной последовательности. Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов
1. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ" Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Методические рекомендации : Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова. ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и добавляет "Квак".
2. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО" Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова. Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки. ПР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска". Методические рекомендации : Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. Пример: - называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали"; - называется существительное "улица", подбирается рифма "курица"; - называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный"; - называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко". 3."СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ«
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы. Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика
Жил-был объект | Какой? | Что делал? | С кем общался? | Вывод |
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
Пример:
Жила-была певунья-птичка, Была красивой, как синичка. По дороге она за жуком бежала, А потом на травке долго лежала. Вот какая беззаботная птичка.
Методические рекомендации :
Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.
|