•Страница 5 из 5• Приложение 3
Приложение 4 Памятка для родителей Итак, как помочь ребенку, если мы увидели у него в тетрадях стойкие, часто встречающиеся ошибки, вызванные:
1. Недоразвитием фонематического слуха? а) Игра «Придумай слово с таким же звуком» (на отработку твердых - мягких звуков). - Какой звук [М] в слове «самолет»? Придумай слово с таким же звуком (с твердым: Маша, сам, компот, ...). - А в слове «скамейка»? (С мягким: метро, помидор, семь, ...) б) Упражнение «Подбери рифму к данным словам». Например, «сок» - носок, лесок, носок, поясок, голосок, ... «весы» - часы, усы, носы, ... 2. Несформированностью звукового анализа? а) Игра «Запрещенные звуки»: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо за¬меняя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу?, нельзя говорить ма¬лина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком. (Хлопок)-алина, зе-(хлопок)-ляника. б) Игра «Кто быстрее, кто больше?» Нужно придумать слова, начинающиеся с букв, из которых состоит данное слово. Например, «сироп»: сено - селедка; ирис - игра; рак - роль; озе¬ро - ослик; парк - пыль. 3. Несформированностью слогового анализа? а) Зашифрованное предложение: мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве. Ма(хве)-ма(хве) - мама, Са(хве)-ша(хве) — Саша, при(хве)- вет(хве) - привет и т.д. • Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т.д. • Слоги могут добавляться до соответствующего слога или по¬сле него. (Пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) —мама. • Один слог может добавляться до слога, другой - после него. (Пи)ма(хве)-(пи)ма(хве) - мама. • Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем - предложения. Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве). - Де¬ти играли во дворе. б) Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое. в) Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина+машина =мама 4. Несформированностью синтаксического анализа? а) Выделение слов и предложений в слитном тексте. Например, ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ. б) Прочитай предложение от конца к началу. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или вос-клицательный знак. 5. Несформированностью оптико-пространственной ориентировки? а) Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе. б) В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызы¬вает затруднение из-за свойств зеркальности. Детям предъявляются попарно правильные и зеркально написан¬ные буквы. Предлагается обвести правильные буквы, зачеркнуть не-правильные. 6. Произвольной регуляцией психической деятельности? а) «Время и антивремя». Это упражнение на развитие причин¬но-следственных отношений. Ребенок должен описать какое-то событие (экскурсию, кино¬фильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу. б) «Черепаха». Это упражнение на развитие двигательного контроля. Взрослый встает у одной стены помещения, 2-3 участника игры (на четвереньках) - у другой. По сигналу они начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепа¬шек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливают¬ся. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение мо¬жет повторяться несколько раз. Затем логопед обсуждает с группой трудности в его выполнении. в) «Руки-ноги». Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминации импульсивности, навыков удержания программы. Исходное положение — стоя. Прыгать на месте с одновременны¬ми движениями руками и ногами: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги вместе - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.
Список литературы 1. Галкина, Г.Г. Звуки, буквы я учу: альбом упражнений №3 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. — М., 2006. 2. В.Н. Еремина, В.Н. Обогащение словаря старших дошколь¬ников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / В.Н. Еремина // Дефектология. - №5. - 2002. 3. Иванова, А.И. Становление функций речи в онтогенезе / А.И. Иванова. / Логопед. - №3. - 2006. 4. Козырева, Л.М. Развиваем речь малышей / Л.М. Козырева. - Ярославль, 2003. 5. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001. 6. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по преду-преждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. - СПб., 1995. 7. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практ. психологов, педагогов и родите¬лей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М., 2001. 8. Сиротюк, А.Л. В инструментальную копилку практикующе¬го логопеда / А.Л. Сиротюк // Логопед. - №2. - 2006. 9. Степанова, О.А. Основные направления оптимизации кор¬рекционно-образовательного процесса в ДОУ / О.А. Степанова // Ло¬гопед. - №4. - 2004. 10. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника / Т.А. Ткаченко. – М.: Прометей; Книголюб, 2001.
<< •Первая• < •Предыдущая• 1 2 3 4 5 •Следующая• > •Последняя• >>
|