"ЧТОБЫ ДИСГРАФИИ ИЗБЕЖАТЬ - НАДО ГРАМОТЕ ДЕТИШЕК ОБУЧАТЬ!" - •Страница• 5 •PDF• •Печать•


Приложение  3

b_150_100_16777215_0___images_stories__3.jpg

 


 

Приложение 4

Памятка для родителей


Итак, как помочь ребенку, если мы увидели у него в тетрадях стойкие, часто встречающиеся ошибки, вызванные:

1.    Недоразвитием фонематического слуха?

а)  Игра «Придумай слово с таким же звуком» (на отработку твердых - мягких звуков).
- Какой звук [М] в слове «самолет»? Придумай слово с таким же звуком (с твердым: Маша, сам, компот, ...).
- А в слове «скамейка»? (С мягким: метро, помидор, семь, ...)
б) Упражнение «Подбери рифму к данным словам».
Например, «сок» - носок, лесок, носок, поясок, голосок, ...
«весы» - часы, усы, носы, ...

2.    Несформированностью звукового анализа?

а)  Игра «Запрещенные звуки»: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо за¬меняя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу?, нельзя говорить ма¬лина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком.
(Хлопок)-алина, зе-(хлопок)-ляника.
б) Игра «Кто быстрее, кто больше?» Нужно придумать слова, начинающиеся с букв, из которых состоит данное слово.
Например, «сироп»: сено - селедка; ирис - игра; рак - роль; озе¬ро - ослик; парк - пыль.

3.    Несформированностью слогового анализа?
а)    Зашифрованное предложение: мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве.
Ма(хве)-ма(хве) - мама, Са(хве)-ша(хве) — Саша, при(хве)- вет(хве) - привет и т.д.
•     Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т.д.
•     Слоги могут добавляться до соответствующего слога или по¬сле него.
(Пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) —мама.
•     Один слог может добавляться до слога, другой - после него.
(Пи)ма(хве)-(пи)ма(хве) - мама.
•     Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем - предложения.
Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве). - Де¬ти играли во дворе.
б) Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
в) Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка    малина+машина    =мама

4.    Несформированностью синтаксического анализа?
а) Выделение слов и предложений в слитном тексте.
Например, ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ.
б) Прочитай предложение от конца к началу.
Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или вос-клицательный знак.

5.    Несформированностью оптико-пространственной ориентировки?
а) Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.
б) В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызы¬вает затруднение из-за свойств зеркальности.
Детям предъявляются попарно правильные и зеркально написан¬ные буквы. Предлагается обвести правильные буквы, зачеркнуть не-правильные.

6.    Произвольной регуляцией психической деятельности?
а) «Время и антивремя». Это упражнение на развитие причин¬но-следственных отношений.
Ребенок должен описать какое-то событие (экскурсию, кино¬фильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу.
б) «Черепаха». Это упражнение на развитие двигательного контроля.
Взрослый встает у одной стены помещения, 2-3 участника игры (на четвереньках) - у другой. По сигналу они начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепа¬шек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливают¬ся. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение мо¬жет повторяться несколько раз. Затем логопед обсуждает с группой трудности в его выполнении.
в) «Руки-ноги». Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминации импульсивности, навыков удержания программы.
Исходное положение — стоя. Прыгать на месте с одновременны¬ми движениями руками и ногами: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги вместе - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.


Список литературы
1. Галкина, Г.Г. Звуки, буквы я учу: альбом упражнений №3 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. — М., 2006.
2. В.Н. Еремина, В.Н. Обогащение словаря старших дошколь¬ников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / В.Н. Еремина // Дефектология. - №5. - 2002.
3. Иванова, А.И. Становление функций речи в онтогенезе / А.И. Иванова. / Логопед. - №3. - 2006.
4. Козырева, Л.М. Развиваем речь малышей / Л.М. Козырева. - Ярославль, 2003.
5. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001.
6. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по преду-преждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. - СПб., 1995.
7. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практ. психологов, педагогов и родите¬лей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М., 2001.
8. Сиротюк, А.Л. В инструментальную копилку практикующе¬го логопеда / А.Л. Сиротюк // Логопед. - №2. - 2006.
9. Степанова, О.А. Основные направления оптимизации кор¬рекционно-образовательного процесса в ДОУ / О.А. Степанова // Ло¬гопед. - №4. - 2004.
10. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника / Т.А. Ткаченко. – М.: Прометей; Книголюб, 2001.